Диптих Дюрера "Четыре Апостола".
Добавлено: 06 июн 2019, 22:50
Я хочу Вам рассказать об одном художнике, жившем в Германии на рубеже XV- XVI веков. Его звали Альбрехт Дюрер. Обремененный долгими годами жизни, многими знаниями, разочарованный людским эгоизмом, злобой и жестокостью он решает оставить в назидание потомкам свой завет.
Так как он был художником, для него было проще и естественнее всего сделать это в живописной форме, а именно - написать картину. Работу над шедевром он закончил на закате своей жизни в 1526 году. Диптих вошел в историю искусства под названием «Четыре Апостола», хотя на самом деле там изображены три апостола и один евангелист.
Дюрер написал ее на двух высоких, узких досках. На левой- апостолы Иоанн с открытой книгой небольшого формата и апостол Павел с ключом от ворот Рая в руке. Павел на картине с глубоким вниманием заглядывает через плечо Иоанна в эту книгу. На правой доске изображены апостол Петр с грозным мечом в правой и огромным закрытым фолиантом из тесненной кожи в левой руке. За ним в темном плаще как бы оппонирующий ему в каком- то жарком споре евангелист Марк со свитком в руках.
Работа была подарена художником городу и выставлена в магистрате города Нюрнберга. Она имеет несомненные художественные достоинства при этом столь проста даже лапидарна по композиции и атрибутам, что ее нравственный посыл оказался скрыт от людей на долгие столетия за завесой поверхностного художественного анализа. Тем более, что назидательные евангельские тексты, любовно подобранные художником и написанные снизу картины были впоследствии были отпилены и уничтожены.
Итак, в чем смысл этой картины, что хотел сказать нам Гений ?
Для начала зададимся вопросом: «Почему именно Иоанн и Павел, Петр и Марк образуют группы, невольно объединенные друг с другом?» Обратим внимание на цвет одежд изображенных фигур. Иоанн одет в красную багряницу, Павел в лазоревых одеждах, Петр – в белой тоге, Марк -в черной рясе.
По средневековой эмблематике - черный цвет это цвет севера, белый- юга, красный -востока, лазоревый-запада.
Апостол Иоанн олицетворяет собой восточную ветвь Христианства. Это Византийская Церковь, вернее- после взятия в 1453 году Константинополя- ее естественная преемница- православная Россия (Восток).
Апостол Павел символизирует Англиканскую церковь (Запад). Восток и Запад на картине взаимодополняют и - одновременно,- противостоят друг другу. И те и другие обуреваемы жаждой мессианства. При этом на Востоке ( в России) обожествляется саму русская земля, раскинувшаяся «от финских хладных скал до пламенной Колхиды, от потрясенного Кремля до стен недвижного Китая». Часть ее (Русской Земли) сакральной силы передается русскому народу. В то же время как на Западе в Англии обожествляется сама англосаксонская раса, самим богом предназначенная нести свет цивилизации другим народам мира. Теперь обратимся к другой створке диптиха, где изображены апостол Петр и евангелист Марк.
Всякое здание начинается с фундамента, или камня. Весь авторитет римско-католической церкви держится на утверждении, что апостол Петр, получив благословение от самого Иисуса : «Ты, Петр, что значит «камень», на этом камне я воздвигну церковь свою»,- создал именно католическую церковь. По легенде Петр считался римском первосвященником, поэтому его имя начинало список всех римских пап. Петр является символом католического христианства. В руке у апостола меч разящий отступников и еретиков. Его белая тога- символ непорочности покровительницы католической церкви-Девы Марии и одновременно Юга.
Евангелист Марк, одетый в черные «протестантские» а также «северные» цвета одежды, написан художником в композиционном и колористическом отношении так, что у зрителя невольно создается впечатление, что его голова словно « вырастает» из тела Павла. Это символ нарождавшейся на тот момент реформаторской Церкви. Картина написана спустя всего девять лет с тех пор как доктор теологии Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, в которой он служил, лист бумаги с девяносто пятью тезисами об отпущении грехов и осуждающих торговлю индульгенциями. Тезисы Лютера сводились к тому, что искренне раскаивающийся в грехах не нуждается в индульгенциях, дела милосердия- вот путь для искупления за грехи. Это событие послужило началом движением по обновлению церкви и общества и названо в последствии Реформацией. Лютер совершил этот акт 31 октября 1517 года. Евангелисту Марку автор придал отдаленное сходство с Мартином Лютером, обратите внимание- у них даже имена созвучны.
Альбрехт Дюрер сначала с энтузиазмом принял сторону нового реформаторского движения - оно показалось ему свободным от догматизма ортодоксальной церкви, от фанатической средневековой мрачности и излишней жестокости к противникам. Это была религия слоя богатеющих бюргеров, торговцев, демократически настроенных интеллектуалов и ученых, нарождающейся буржуазии и отображение ее «новой» идеологии. Но постепенно ему в душу прокралась тревога. Очень быстро лютеранские проповедники, заняв ведущие места в магистратах и советах, превратились из «еретиков» в «охранителей».
Лютеранская октябрьская революция вызвала кровавую гражданскую войну в Германии (1517-1525 гг.), получившей название в истории как Крестьянская война. У Дюрера вызывало отторжение непримиримость «правых» и «левых» протестантов. Последние, представленные движением «анабаптистов», придерживаясь коммунистических взглядов, призывали к отмене частной собственности и яростно боролись с ортодоксальной церковью. Так вожак бедноты Ганс Бегайм призывал убивать священников, говоря: «Кто убьет тридцать священников, того вознаградит господь». Восставшие громили католические церкви и монастыри. Уничтожались иконы и статуи, драгоценности и утварь реквизировалась на нужды бедных,. Так, например, в Нидерландах в период иконоборческого угара было разгромлено 5500 церквей и монастырей.
В противоположность «левым», «правые» также не отличались кротостью. Лютер произнес о восставших крестьянах следующее: « Пусть всякий, кто только может, бьет их и колет, тайно или открыто, убивает как бешеных собак». Действия «левых» отображали самые глубинные народные чаяния, но их силы были разобщены. В результате революция потерпела поражение. Разгром восстания вылился в настоящий геноцид. Десятки тысяч крестьян были уничтожены, их дома сожжены, скарб разграблен.
Вот почему устами Марка Дюрер призывает к бдительности: « Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях и сидеть спереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах. Сии поедающие дома вдов и долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение»
Теперь вернемся к левой половине диптиха на которой представлены апостолы Иоанн и Павел. Иоанн Богослов Заведеев автор четвертого и последнего Евангелия (три первых написаны Матфеем, Лукой и Марком ). Позже он пишет «Апокалипсис», что в переводе с греческого означает «Откровение». Именно эту книжку Иоанн и держит в руках. Она содержит пророчества о конце света, о борьбе между Христом и антихристом, страшном суде и тысячелетнем царстве божием. Образ апостола Иоанна бесспорно являет самым броским из четырех апостолов. Возможно из-за красного одеяния, словно олицетворяющего багряницу или кровь Искупителя, возможно из-за того, что его лицо наиболее выразительно. Это собирательный образ ученого, трудом своей мысли достигшего высшего знания. Не даром Дюрер придал ему сходство со своим другом Филиппом Меланхтоном, но как собирательный образ ученого он также близок его единомышленникам по «Нюрнбергскому братству»: Вилибальду Пиркгеймеру, Конраду Цельтису, Иоганну Рейхлину. На картине изображен молодой мужчина с умным одухотворенным лицом. На самом деле апостол Иоанн был самым пожилым из этой четверки: на 5 лет старше апостола Павла, на десять- апостола Петра и на 1,5 года-евангелиста Марка. Его «Апокалипсис», в отличии от увесистого фолианта Петра, это небольшая книга для избранных. Тексты «Апокалипсиса» скорее скрывают чем приоткрывают завесу тайны : «Семь громов поведали нечто Иоанну, но голос с неба повелел ему сказанное скрыть». На картине апостол Павел смиренно внемлет тихому голосу нашептывающему ему что-то на ухо Иоанну. Дюрер вольно или невольно выражает мысль о вторичности изотерических секретов церкви по отношению к знаниям, доступным избранным рода человеческого- ученым и праведникам Иоанну Богослову, св. Иорониму, Аристотелю, Платону. К избранным принадлежали Иоганн Рейхлин и, несомненно, Дюрер. Но здесь кроется и опасность, о которой предупреждает Дюрер, ибо авторитет ученого и богослова велик, но и велик соблазн « принять за божественное слово человеческие заблуждения». Вот уже 500 лет как началась реформация в Европе и мире. Русская октябрьская революция 1917 года удивительным образом совпала по датам с началом революции и Крестьянской войны, запалом к которым послужила акция Мартина Лютера 31 октября 1517 года. Это сакральные даты. Вот почему так настойчиво призывал к перевороту Ленин в октябре 1917 года: «Вчера было еще рано, завтра будет поздно». Не даром Ленин долгие годы жил в Женеве, где в свое время проповедал «женевский папа» -Жан Кальвин. Именно в политических институтах, взлелеянных Кальвином, черпал свое вдохновение вождь русской революции. Так в Женеве а затем и других кантонах Швейцарии победившие кальвинисты создали так называемые консистории, фактически подчинившие себе светскую власть и учредившие придирчивый надзор за всеми аспектами жизни горожан. Деятельность консисторий контролировали члены национального синода, состоявшего из пасторов и старейшин всех церквей округи. От кальвинистов требовалась совершенная чистота жизни, чтобы они по совести могли наблюдать за жизнью других. Консисториям давалось право определять виновных, налагать проклятия и требовать от государства исполнения ее постановлений. Но исполнение приговоров она, как представительница духа, поручала гражданской власти, государству. Пасторов должен был избирать народ, но предлагали их кандидатуры другие пасторы, поэтому «демократия» была всегда под контролем. Истинный кальвинист должен был целиком отдаваться профессиональной деятельности, пренебрегать комфортом, презирать наслаждения и расточительность, копить каждый грош и быть рачительным хозяином. Порицалась праздность ( «Кто не работает- тот не ест»), танцы, увеселительные гуляния. Демократию Кальвин не признавал, поэтому власть в Женеве была узурпирована узкой группой лиц. Право слово- замени в этом абзаце слова «консистория» на «ВКПб», «кальвинистов» на «коммунистов», «пасторов» на «членов ЦК, райкомов и губкомов» и тогда становится ясно кто есть кто.
Но как же борьба с церковью? Вспомним погромы римско-католических церквей в Германии, затем в Голландии, Чехии, Австрии, на протяжении почти 300 лет включая времена великой французской революции. Но как же с явным атеизмом большевиков? Эрозия христианского мировоззрения в Европе началась с того момента, когда реформация объявила веру в Бога частным делом каждого. Лютеранская доктрина о божественном предопределенности спасения избранных без посредника в лице церковнослужителя, выбила у церкви еще одну опору. Третий удар ей нанес вульгарный атеизм, «отказавший» человеку в бессмертии души (загробной жизни). В последних пятисот лет консервативная ортодоксальная церковь с ее претензией на посредничество в общении с Богом, с упором на общинное спасение верующих при индивидуальной свободе выбора между добром и злом, постоянно проигрывала позицию за позицией в столкновении с более гибкой, в какой-то степени беспринципной политикой протестантизма с ее апологетикой буржуазного индивидуализма в том числе в общении с Богом. По своей сути ортодоксальная церковь более демократична и человечна, но в этой схватке двух концепций проигрывают обе стороны, т.к. на западе лавинообразно продолжается эрозия самих христианских заповедей добра и зла на фоне отторжения самого понятия вечной жизни души, и, соответственно, надежды на спасение. Вера в бога у большинства населения традиционно христианских стран становится формой почитания памяти предков, культурной традицией, самоидентификацией по принципу «свой- чужой», кстати, всеми признаками «глобальной» религии нового времени обладает…Интернет!
У партии Ленина в ее структуре, форме построения, принципам доминирования в обществе четко прослеживаются европейские протестантские традиции, но в силу того, что партия большевиков претендовала на создание наднациональной идеологии для народов всех основных мировых концессий (христианства, ислама, буддизма, иудаизма и т.д.) от своей христианской подосновы им пришлось отказаться. В этом проявилась сила большевиков, это в конце концов явилось причиной их поражения. Республика Советов -воплощенная в жизнь христианская фантазия Нового Иерусалима –тысячелетнего государства справедливости и мира на Земле без церквей и священнослужителей, что пригрезилось Иоанну Богослову в «Апокалипсисе».
Не я один понял реформаторскую христианскую сущность русской революции.
О протестантской сущности русской революции как о чем -то самом главном , поведал своим близким родственникам перед смертью первый президент независимой Чехословакии Томаш Гарриг Масарик. Он просто умолял их запомнить об этом сделанном им перед смертью «открытии».
Но вернемся к «четырем апостолам». Картине без малого пятьсот лет, но мы , люди XXI века по прежнему не внемлем ее предупреждению. Вспомним слова Павла с отрезанной части картины гласящих о наступлению последних перед апокалипсисом времен, когда «наступит засилье людей самолюбивых, сребролюбивых, гордых надменных, злоречивых, родителям непокорных, недружелюбных, непримиримых, клевещущих, невоздержанных, жестоких, не любящих добра, предающих, наглых, напыщенных, более сластолюбивых, нежели боголюбивых.»
Не пришли ли эти последние времена? Кто знает!
Альбрехт Дюрер умер 6 апреля 1528 года в возрасте 57 лет, но и спустя столетия его призыв к бдительности остается актуальным: «Не принимать за божественное слово человеческие заблуждения».
Так как он был художником, для него было проще и естественнее всего сделать это в живописной форме, а именно - написать картину. Работу над шедевром он закончил на закате своей жизни в 1526 году. Диптих вошел в историю искусства под названием «Четыре Апостола», хотя на самом деле там изображены три апостола и один евангелист.
Дюрер написал ее на двух высоких, узких досках. На левой- апостолы Иоанн с открытой книгой небольшого формата и апостол Павел с ключом от ворот Рая в руке. Павел на картине с глубоким вниманием заглядывает через плечо Иоанна в эту книгу. На правой доске изображены апостол Петр с грозным мечом в правой и огромным закрытым фолиантом из тесненной кожи в левой руке. За ним в темном плаще как бы оппонирующий ему в каком- то жарком споре евангелист Марк со свитком в руках.
Работа была подарена художником городу и выставлена в магистрате города Нюрнберга. Она имеет несомненные художественные достоинства при этом столь проста даже лапидарна по композиции и атрибутам, что ее нравственный посыл оказался скрыт от людей на долгие столетия за завесой поверхностного художественного анализа. Тем более, что назидательные евангельские тексты, любовно подобранные художником и написанные снизу картины были впоследствии были отпилены и уничтожены.
Итак, в чем смысл этой картины, что хотел сказать нам Гений ?
Для начала зададимся вопросом: «Почему именно Иоанн и Павел, Петр и Марк образуют группы, невольно объединенные друг с другом?» Обратим внимание на цвет одежд изображенных фигур. Иоанн одет в красную багряницу, Павел в лазоревых одеждах, Петр – в белой тоге, Марк -в черной рясе.
По средневековой эмблематике - черный цвет это цвет севера, белый- юга, красный -востока, лазоревый-запада.
Апостол Иоанн олицетворяет собой восточную ветвь Христианства. Это Византийская Церковь, вернее- после взятия в 1453 году Константинополя- ее естественная преемница- православная Россия (Восток).
Апостол Павел символизирует Англиканскую церковь (Запад). Восток и Запад на картине взаимодополняют и - одновременно,- противостоят друг другу. И те и другие обуреваемы жаждой мессианства. При этом на Востоке ( в России) обожествляется саму русская земля, раскинувшаяся «от финских хладных скал до пламенной Колхиды, от потрясенного Кремля до стен недвижного Китая». Часть ее (Русской Земли) сакральной силы передается русскому народу. В то же время как на Западе в Англии обожествляется сама англосаксонская раса, самим богом предназначенная нести свет цивилизации другим народам мира. Теперь обратимся к другой створке диптиха, где изображены апостол Петр и евангелист Марк.
Всякое здание начинается с фундамента, или камня. Весь авторитет римско-католической церкви держится на утверждении, что апостол Петр, получив благословение от самого Иисуса : «Ты, Петр, что значит «камень», на этом камне я воздвигну церковь свою»,- создал именно католическую церковь. По легенде Петр считался римском первосвященником, поэтому его имя начинало список всех римских пап. Петр является символом католического христианства. В руке у апостола меч разящий отступников и еретиков. Его белая тога- символ непорочности покровительницы католической церкви-Девы Марии и одновременно Юга.
Евангелист Марк, одетый в черные «протестантские» а также «северные» цвета одежды, написан художником в композиционном и колористическом отношении так, что у зрителя невольно создается впечатление, что его голова словно « вырастает» из тела Павла. Это символ нарождавшейся на тот момент реформаторской Церкви. Картина написана спустя всего девять лет с тех пор как доктор теологии Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, в которой он служил, лист бумаги с девяносто пятью тезисами об отпущении грехов и осуждающих торговлю индульгенциями. Тезисы Лютера сводились к тому, что искренне раскаивающийся в грехах не нуждается в индульгенциях, дела милосердия- вот путь для искупления за грехи. Это событие послужило началом движением по обновлению церкви и общества и названо в последствии Реформацией. Лютер совершил этот акт 31 октября 1517 года. Евангелисту Марку автор придал отдаленное сходство с Мартином Лютером, обратите внимание- у них даже имена созвучны.
Альбрехт Дюрер сначала с энтузиазмом принял сторону нового реформаторского движения - оно показалось ему свободным от догматизма ортодоксальной церкви, от фанатической средневековой мрачности и излишней жестокости к противникам. Это была религия слоя богатеющих бюргеров, торговцев, демократически настроенных интеллектуалов и ученых, нарождающейся буржуазии и отображение ее «новой» идеологии. Но постепенно ему в душу прокралась тревога. Очень быстро лютеранские проповедники, заняв ведущие места в магистратах и советах, превратились из «еретиков» в «охранителей».
Лютеранская октябрьская революция вызвала кровавую гражданскую войну в Германии (1517-1525 гг.), получившей название в истории как Крестьянская война. У Дюрера вызывало отторжение непримиримость «правых» и «левых» протестантов. Последние, представленные движением «анабаптистов», придерживаясь коммунистических взглядов, призывали к отмене частной собственности и яростно боролись с ортодоксальной церковью. Так вожак бедноты Ганс Бегайм призывал убивать священников, говоря: «Кто убьет тридцать священников, того вознаградит господь». Восставшие громили католические церкви и монастыри. Уничтожались иконы и статуи, драгоценности и утварь реквизировалась на нужды бедных,. Так, например, в Нидерландах в период иконоборческого угара было разгромлено 5500 церквей и монастырей.
В противоположность «левым», «правые» также не отличались кротостью. Лютер произнес о восставших крестьянах следующее: « Пусть всякий, кто только может, бьет их и колет, тайно или открыто, убивает как бешеных собак». Действия «левых» отображали самые глубинные народные чаяния, но их силы были разобщены. В результате революция потерпела поражение. Разгром восстания вылился в настоящий геноцид. Десятки тысяч крестьян были уничтожены, их дома сожжены, скарб разграблен.
Вот почему устами Марка Дюрер призывает к бдительности: « Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях и сидеть спереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах. Сии поедающие дома вдов и долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение»
Теперь вернемся к левой половине диптиха на которой представлены апостолы Иоанн и Павел. Иоанн Богослов Заведеев автор четвертого и последнего Евангелия (три первых написаны Матфеем, Лукой и Марком ). Позже он пишет «Апокалипсис», что в переводе с греческого означает «Откровение». Именно эту книжку Иоанн и держит в руках. Она содержит пророчества о конце света, о борьбе между Христом и антихристом, страшном суде и тысячелетнем царстве божием. Образ апостола Иоанна бесспорно являет самым броским из четырех апостолов. Возможно из-за красного одеяния, словно олицетворяющего багряницу или кровь Искупителя, возможно из-за того, что его лицо наиболее выразительно. Это собирательный образ ученого, трудом своей мысли достигшего высшего знания. Не даром Дюрер придал ему сходство со своим другом Филиппом Меланхтоном, но как собирательный образ ученого он также близок его единомышленникам по «Нюрнбергскому братству»: Вилибальду Пиркгеймеру, Конраду Цельтису, Иоганну Рейхлину. На картине изображен молодой мужчина с умным одухотворенным лицом. На самом деле апостол Иоанн был самым пожилым из этой четверки: на 5 лет старше апостола Павла, на десять- апостола Петра и на 1,5 года-евангелиста Марка. Его «Апокалипсис», в отличии от увесистого фолианта Петра, это небольшая книга для избранных. Тексты «Апокалипсиса» скорее скрывают чем приоткрывают завесу тайны : «Семь громов поведали нечто Иоанну, но голос с неба повелел ему сказанное скрыть». На картине апостол Павел смиренно внемлет тихому голосу нашептывающему ему что-то на ухо Иоанну. Дюрер вольно или невольно выражает мысль о вторичности изотерических секретов церкви по отношению к знаниям, доступным избранным рода человеческого- ученым и праведникам Иоанну Богослову, св. Иорониму, Аристотелю, Платону. К избранным принадлежали Иоганн Рейхлин и, несомненно, Дюрер. Но здесь кроется и опасность, о которой предупреждает Дюрер, ибо авторитет ученого и богослова велик, но и велик соблазн « принять за божественное слово человеческие заблуждения». Вот уже 500 лет как началась реформация в Европе и мире. Русская октябрьская революция 1917 года удивительным образом совпала по датам с началом революции и Крестьянской войны, запалом к которым послужила акция Мартина Лютера 31 октября 1517 года. Это сакральные даты. Вот почему так настойчиво призывал к перевороту Ленин в октябре 1917 года: «Вчера было еще рано, завтра будет поздно». Не даром Ленин долгие годы жил в Женеве, где в свое время проповедал «женевский папа» -Жан Кальвин. Именно в политических институтах, взлелеянных Кальвином, черпал свое вдохновение вождь русской революции. Так в Женеве а затем и других кантонах Швейцарии победившие кальвинисты создали так называемые консистории, фактически подчинившие себе светскую власть и учредившие придирчивый надзор за всеми аспектами жизни горожан. Деятельность консисторий контролировали члены национального синода, состоявшего из пасторов и старейшин всех церквей округи. От кальвинистов требовалась совершенная чистота жизни, чтобы они по совести могли наблюдать за жизнью других. Консисториям давалось право определять виновных, налагать проклятия и требовать от государства исполнения ее постановлений. Но исполнение приговоров она, как представительница духа, поручала гражданской власти, государству. Пасторов должен был избирать народ, но предлагали их кандидатуры другие пасторы, поэтому «демократия» была всегда под контролем. Истинный кальвинист должен был целиком отдаваться профессиональной деятельности, пренебрегать комфортом, презирать наслаждения и расточительность, копить каждый грош и быть рачительным хозяином. Порицалась праздность ( «Кто не работает- тот не ест»), танцы, увеселительные гуляния. Демократию Кальвин не признавал, поэтому власть в Женеве была узурпирована узкой группой лиц. Право слово- замени в этом абзаце слова «консистория» на «ВКПб», «кальвинистов» на «коммунистов», «пасторов» на «членов ЦК, райкомов и губкомов» и тогда становится ясно кто есть кто.
Но как же борьба с церковью? Вспомним погромы римско-католических церквей в Германии, затем в Голландии, Чехии, Австрии, на протяжении почти 300 лет включая времена великой французской революции. Но как же с явным атеизмом большевиков? Эрозия христианского мировоззрения в Европе началась с того момента, когда реформация объявила веру в Бога частным делом каждого. Лютеранская доктрина о божественном предопределенности спасения избранных без посредника в лице церковнослужителя, выбила у церкви еще одну опору. Третий удар ей нанес вульгарный атеизм, «отказавший» человеку в бессмертии души (загробной жизни). В последних пятисот лет консервативная ортодоксальная церковь с ее претензией на посредничество в общении с Богом, с упором на общинное спасение верующих при индивидуальной свободе выбора между добром и злом, постоянно проигрывала позицию за позицией в столкновении с более гибкой, в какой-то степени беспринципной политикой протестантизма с ее апологетикой буржуазного индивидуализма в том числе в общении с Богом. По своей сути ортодоксальная церковь более демократична и человечна, но в этой схватке двух концепций проигрывают обе стороны, т.к. на западе лавинообразно продолжается эрозия самих христианских заповедей добра и зла на фоне отторжения самого понятия вечной жизни души, и, соответственно, надежды на спасение. Вера в бога у большинства населения традиционно христианских стран становится формой почитания памяти предков, культурной традицией, самоидентификацией по принципу «свой- чужой», кстати, всеми признаками «глобальной» религии нового времени обладает…Интернет!
У партии Ленина в ее структуре, форме построения, принципам доминирования в обществе четко прослеживаются европейские протестантские традиции, но в силу того, что партия большевиков претендовала на создание наднациональной идеологии для народов всех основных мировых концессий (христианства, ислама, буддизма, иудаизма и т.д.) от своей христианской подосновы им пришлось отказаться. В этом проявилась сила большевиков, это в конце концов явилось причиной их поражения. Республика Советов -воплощенная в жизнь христианская фантазия Нового Иерусалима –тысячелетнего государства справедливости и мира на Земле без церквей и священнослужителей, что пригрезилось Иоанну Богослову в «Апокалипсисе».
Не я один понял реформаторскую христианскую сущность русской революции.
О протестантской сущности русской революции как о чем -то самом главном , поведал своим близким родственникам перед смертью первый президент независимой Чехословакии Томаш Гарриг Масарик. Он просто умолял их запомнить об этом сделанном им перед смертью «открытии».
Но вернемся к «четырем апостолам». Картине без малого пятьсот лет, но мы , люди XXI века по прежнему не внемлем ее предупреждению. Вспомним слова Павла с отрезанной части картины гласящих о наступлению последних перед апокалипсисом времен, когда «наступит засилье людей самолюбивых, сребролюбивых, гордых надменных, злоречивых, родителям непокорных, недружелюбных, непримиримых, клевещущих, невоздержанных, жестоких, не любящих добра, предающих, наглых, напыщенных, более сластолюбивых, нежели боголюбивых.»
Не пришли ли эти последние времена? Кто знает!
Альбрехт Дюрер умер 6 апреля 1528 года в возрасте 57 лет, но и спустя столетия его призыв к бдительности остается актуальным: «Не принимать за божественное слово человеческие заблуждения».